Приходы

Село Воздвиженье. КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ХРАМ.

 Кинешемский уезд был сформирован в самом начале 17 столетия о чём  в письменных источниках о нём имеются сведения с 1611 года.В годы великой Смуты дворянину Ивану Никифоровичу Чепчугову и его сыну Ивану новое правительство, состоявшее из сторонников польской ориентации, пожаловало им аж целую Мериновскую волость в Кинешемской округе.2
В первой трети XVII в. в Кинешемском уезде было испомещено немало выходцев из дворян из Смоленщины, среди которых упомянут и Андрей Федорович Философов, получивший несколько деревень во Владыченской волости, расположенных на левом побережье Волги: Мыс (Мысы), Малое Скрипцово, Малое Жилино, Меглино, Платково, Берестянку.3А всего по волости по писцовым и межевым книгам 1625-30 гг. числилось 67 владельцев. Назовем некоторых из них, это: Башмаковы, Беклемишевы, Дивовы, Зубовы, кн. Козловские, Монастыревы, Румянцевы, Хомутовы, Бестужевы и другие.4Мериновской волостью, куда в то время входили с. Мериново, с. Воздвиженское, слобода Солдога, с. Есиплево на Колдомском рубеже, владело 33 вотчинника, среди них Зубовы, Корсаковы, Шестаковы, Философовы, Уваровы, Языковы, Шушерины, Нееловы, Милославские и.тд.Теперь непосредственно о самой Крестовоздвиженской церкви с. Воздвиженского 3-го благочинного округа Кинешемского уезда (ныне с.Воздвиженье современного Заволжского муниципального района Ивановской обласВ печатных источниках (по всей видимости, о деревянной церкви) упоминается под 184 годом. В Приложении справочной книги «Плесская десятина»...сообщается следующее: «184г. (1674) авг. 18, поданы к подписке...( содержание первой грамоты - Н.В.), вторая Кинешемского уезда Мериновской волости церкви ти).
Воздвижения Креста Господня попа Петра Иерофеева (Ерофеева).5 Но здесь следует иметь в виду, что 1674 год не год постройки церкви, а лишь письменное свидетельство о ее духовной деятельности в тот период времени.


Следовательно, можно предположить, что ее возвели гораздо раньше письменного
упоминания и вероятнее всего отнести к началу XVII столетия. Сначала деревянная церковь, выполненная в русском стиле северного деревянного зодчества, относилась к луговой половине Плесской десятины Кинешемской округи (уезда), позднее была подчинена Лухскому духовному правлению. С 60-х годов XIX столетия Крестовоздвиженская церковь вошла в состав 3-го Кинешемского благочинного округа Костромской епархии. В селе Воздвиженском в тот же период находилось и волостное правление. При основании Костромской губернии по 
указу Екатерины II, наряду с другими уездными центрами города Кинешма, Лух и Юрьевец были включены в ее состав. До 5 сентября 1778 года Кинешма находилась в ведении Ярославской провинции Московской губернии6. При учреждении новых губерний менялось и территориальное расположение и епархий (обычно их границы в основном совпадали). В 1786 году указанные города были выведены из Суздальской епархии - в Костромскую. В связи с этим следует упомянуть и о том, что с июля 1866 года в Костромской епархии, имевшей на весьма обширной территории множество храмов и монастырей, поэтому для удобства управления открыли Кинешемское викариатство. С этого момента второй иерарх вышеуказанной епархии пребывал в Кинешме, осуществляя руководство восточной частью Костромской епархии, там же находилось и духовное правление, переведенное из Луха в 1847 году.
 В 1790 году в селе Воздвиженском выстроили каменный храм с такой же колокольнею и оградою. Престолы: в память празднования Воздвижения Животворящего Креста в Иерусалиме и в честь святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Причта по штату полагалось: священник, диакон, дьячок и пономарь, сверх штата в клире: 2 священника, диакон, дьячок и 2 пономаря. Из казны штатному причту поступало жалование в размере 258 рублей в год. При церкви имелось 42 десятины 662 кв. сажен земельных угодий. План и межевая книга хранились в храме. В 38-ми приходских селениях на пространстве 7 верст от церкви было 286 крестьянских дворов, в которых проживало в 60- е гг. XIX в. 1147 мужчин и 1469 женщин. При церкви имелась каменная келья.








 Село Есиплево.  ХРАМ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА.
 
Спасская церковь с.Есиплево построена 1806г. и освящена 14 августа(первый Спас, медовый).Престолов три: Всемилостивому Спасу, иконе Божией Матери «Феодоровская», Пророку и Крестителю Иоанну. Церковь сооружена на средства прихожан и помещика (Ножнева?). В конце 19-го начале 20-го века попечителями церкви стали помещики Качаловы, мать и сын. С 1840 по 1845 год служил Алексий Павлов, с 1846-1885гг. служили Беляев Василий, затем его сын Василий Васильевич Беляев, с 1885 года по 1906 год настоятелем храма был Александр Горский, последним настоятелем был о.Иоанн Лапшанский.

Иоанн Лапшанский прослужил в церкви 28 лет до её закрытия в 1934 году. В 1932 году  активисты пытались сбросить купола с колокольни, но селяне помешали. Колокола сбросили в 1934 году тайно ночью. Большой дом           И. Лапшанского  стоял в селе до середины 70-х годов.Сам он уехал сразу,как закрыли храм. Остался в селе  диакон Чудецкий А. в своём небольшом домике возле церкви, но там вскоре организовали сапожную мастерскую.     А. Чудецкий  тоже уехал. В годы советской власти в помещении церкви были разные мастерские, перед войной МТС.
Из дневника старосты Спасской церкви Карушиной Валентины Николаевны:
Август-октябрь 1999г. –сбор подписей в пользу восстановления храма и начало работ- закладка кирпичом ворот в летнем храме; очистка купола от деревьев.
2001г.-первая служба на Рождество Христово в малой (домовой) церкви (бывший магазин Сельхозтехники).
10 октября 2001г.- организация  и начало работы воскресной школы при церкви
2002г.-на Воздвижев день 27 сентября, воздвижение креста на храме.Сделаны барабан и луковка, но купол не покрыт.
2003г.-покрыт железом купол; сооружаються стропила на зимнем храме.
Осень 2003г.-покрыта железом крыша зимнего храма и установлена луковка.
Июль 2004г.-воздвижение креста на зимнюю луковку храма.
Весна 2005г.-восстановлен алтарь, побелены алтарь и летняя церковь.Вставлены все окна в летней церкви.
7 июля2005г.   _Первая  литургия(через 70 лет) и крестный ход с освящением храма.Престольный праздник.
14 августа2006г.-отметили 200 лет Спасской церкви.Вставили окна в зимнем храме.
Октябрь 2006г.-окт.2008-реставрационные работы в зимней церкви и отопление.
7 января 2008г.-Рождество Христово-первая Божественная литургия в зимней церкви.Постоянные службы.
Февраль2010г.-уложен плиткой пол.
23 мая 2010г.-впервые за 77 лет(с 1933г)в церкви совершено таинство венчания.
Копим деньги на колокольню.












Село Семеновское.   ХРАМ КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.



Город Заволжск.   СВЯТО-БОГОЯВЛЕНСКИЙ ХРАМ.

Историческая справка о храме.
Первые данные о деревянной церкви находим за 1628 г. В документах говорится: «…а в селе церковь Введения Пречистой Богородицы    древянна клетцки (деревянная) да придел Николая Чудотворца, а на церковной земле двор попа Ивана Осипова, двор пономаря Истомки Никитина. При церкви была просвирня Федосьи  Дмитриевой»[1].
Строительство  каменного храма  с. Владычня началось ранее 1725г., еще  при Петре Великом, на средства прихожан.
Для храмов выбирались самые красивые места. Отмечалось, что в Кинешемском уезде в числе «более замечательных местностей   по   нахождению   в   них   храмов   было  во   Владыченской волости с. Владычня на высоком берегу  реки Волги». Строили Богоявленскую церковь более 50 лет. Завершилось    строительство   в   1778г. Созданная пожертвованиями, трудом и   талантом народа, церковь стала гордостью, символом и центром села.                                                                                                                                                                                                
История храма – прежде всего история жизни священников и церковнослужителей.
Конечно, мало подробностей сохранилось с тех давних лет, но прослеживается интересная закономерность, на которую следует обратить внимание при знакомстве со священно – церковнослужителями – в Богоявленской церкви годами служили династии. 
Более 80 лет служили
Диакон Иван Тимофеев, 1780г.р.  Начал  служить в Богоявленской церкви ранее 1804г. до 1835г.
Сын его диакон Александр Иванович Померанцев, 1817г.р.
Служил с 1836г. до 1882г.
Около 70 лет служили
Диакон Гаврило Федоров, 1753г.р. Вполне возможно, что он служил с 1778г., то есть со дня основания Богоявленской церкви до 1815г.
Сын его пономарь Стефан Гаврилов, 1772г.р. Начал служить в сей церкви ранее 1815г.  и служил до 1834г.
Сын Стефана Гаврилова, дьячок сей церкви Василий Стефанов, 1800г.р., с 1851г. – диакон. Служил в Богоявленской церкви с 1815г. до 1866г.
Сын его пономарь Иван Васильев, 1821г.р.  Служил с 1835г. до 1871г.
Около 60 лет служили
Иерей Крутиков Ефим Алексеевич 1819г.р.  Служил с 1869г. до 1890г.
Протоиерей Крутиков Николай Ефимович, 1867г.р. Служил с 1890г. до 1925г.
Более 30 лет служили
Священник Михайло Стефанов, 1758г.р.  Начал служить ранее 1804г. до 1818г.
Сын его дьячок Федор Михайлов, 1785г.р. Начал служить ранее 1811г.
В 1819г. из дьячка произведен в священники, служил до 1836г. 
Около 20 лет служили
Диакон Василий Тимофеев  служил в Богоявленской церкви в период с  1797г., возможно с  более ранних лет до 1811г.
Сын пономарь Андрей Васильев, 1797г.р. служил с 1811г. до 1812 г.
Около 20 лет служили
Диакон Троицкий Владимир Иванович перемещен в Богоявленскую церковь в 1893г. и служил до 1911г.
Сын его, священник Троицкий Александр Владимирович, служил в 1936г. - 1937г.
Политика «воинствующего коммунизма» коснулась и Богоявленской  церкви. 10.05.1934г. состоялся организационный Пленум Поселкового Совета пос. Заволжье, где обсуждался  вопрос о закрытии церкви  с. Владычня. В 1935г. вновь поднимается вопрос о закрытии Владыченской церкви.
С февраля 1939г. развернулась компания по закрытию Богоявленской церкви. Собрания коллективов рабочих, служащих и ИТР, учителей, работников дошкольных учреждений  прошли во всех коллективах поселка Заволжье.
Разрушать церковь начали в 1939г.  
       К сожалению, Богоявленская церковь  всю войну стояла  полуразрушенная, а после войны, с  мая 1949г.  обезглавленную церковь начали перестраивать  под  клуб.
В результате реконструкции здания под клуб архитектурный памятник  ХVIII века был изуродован. Было полностью изменено архитектурно – планировочное и объемно композиционное решение. Разобрана до основания шатровая колокольня; увеличена высота и длина трапезной,  в которой разобран карниз.
Сняты главы; разобран карниз алтарной апсиды и надстроен второй этаж; по карнизу четверика центрального объема  выложены кирпичные  столбики парапета;   своды в зимней части храма уничтожены. Заложены оконные проемы, срублен декор наличников оконных проемов и пробиты дверные проемы.
Построили пристройку. Вход в клуб сделали через алтарь.
Чуть больше 40 лет в Богоявленскую церковь использовали под клуб.
С 15 ноября 1990г. началась реставрация храма.                                                        07.01.1991г., в праздник Рождества Христова, происходило первое  богослужение в Свято - Богоявленском храме.                      
в 2004г. на ключике прп. Тихона Луховского,  близ д. Вершинино, в 5 км от Заволжска, была выстроена красивая бревенчатая часовня, крытая железом.
 Недалеко   от   г. Заволжска,    в д. Вершинино, расположен Святой источник. По преданию, очистил и освятил этот источник Преподобный Тихон Луховской.
Ежегодно с 1997г., в Тихонов день, 29 июня у ключа совершаются молебны, на которых  из года в год улучшается духовная обстановка  
В 2007г.  было завершено строительство часовни на городском кладбище.
       19.08.2007г. в день Преображения Господня отец Александр освятил часовню.   

   
          

Село Димитровское.
ЦЕРКОВЬ ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО, 1 -я четв. 19 в.
Стоит на южной окраине села, расположенного на высоком правом берегу р. Березовка, впадающей в Шохну. Возведена в 1815 г. из кирпича .
Пять небольших луковичных глав   установлены на квадратные со    срезанными углами основания - барабаны. В центре западного фасада трапезной поставлена трехъярусная колокольня с высокой восьмигранной кровлей  и шпилем на барабане. Углы храма и трапезной скруглены, что придает объемам особую форму.
 Барабаны угловых глав украшены ложными окнами.
Стены всех ярусов колокольни прорезаны высокими арками. . У боковых входов в храм сохранились декоративные металлические решетки 2-й трети 19 в. с ромбовидно-волнистым рисунком.
Клеевая роспись в четверике  характерный пример провинциальных стенописей 1-й трети 19 в. В яркой цветовой гамме превалируют красные, зеленые и чистые голубые тона.Особого внимания заслуживает свод, где располагаются ограниченные штукатурными тягами библейские сцены. Композиции "Жертвоприношение Авраама", "Лестница Иакова" и "Убийство Авеля". На южной и северной стенах между окнами верхнего света написаны отцы церкви , митрополиты, на западной стене - евангельские сюжеты в три яруса; две сцены Страстного цикла помещены на восточной стене над иконостасом.


Деревня Солдога.
ЦЕРКОВЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ
 Историческая справка.
Солдогу в разное время называли и городищем, и селом, и слободой. Сегодня на этом  древнем месте стоит храм Сретения Господня. Нет вокруг жилых домов. Поля, лес да волга. Еще сто лет назад о Солдоге говорили: село в 11 верстах от Кинешмы к Плёсу на луговой стороне реки Волги (то есть на левом берегу).
Название села историки связывали с солью, которую в 17 веке добывали в Кинешме и окрестностях. Выпаривали её из соляных растворов, добываемых в колодцах-скважинах. Но не только это стало основой богатства села. Солдога находилась у волжского переката, который назывался Солдогская мель. Владельцы застрявших на мели судов вынуждены были платить жителям села за стаскивание своих “посудин”. Кроме того, эти волжские места были богаты рыбой, много ловили стерляди.
Сегодня исследователи высказывают мысль, что Солдога первоначально была крепостью на волжском берегу. Она была на границе владений Московских князей и имела в первую очередь значение как волжская твердыня. Появилось это укрепление раньше Кинешмы: Солдога намного древнее. Со временем границы Русского государства отодвигались вниз по Волге и первенство (военное и административное) перешло к Кинешме.
Возможно, археологические исследования левого берега волги дадут ответы на многие вопросы. Но сегодня даже невооруженным глазом можно увидеть через поле от Сретенского храма выступающий высокий берег, который был основой для военной крепости. Часть крепостных валов этого древнего городища видна до сих пор.
Тесная связь Солдоги и Кинешмы  прослеживается и в более позднее время. Так, Солдога до начала 20 века  называлась слободой, то есть частью города. Она находилась от Кинешмы ни много, ни мало- в 11 верстах.
Богатство Солдоги и стратегическое положение  постоянно привлекало непрошеных гостей с низовьев Волги. Не раз Кинешма и Солдога были разграблены  и сожжены. О героическом прошлом Солдоги рассказывали находки на мелководье Волги. Летом дети часто находили здесь трофеи: то наконечник стрелы, то изъеденный ржавчиной меч, то щит, то дротик, то кусок кольчуги.
В 1792 году в селе Сретенском на Солдоге была построена церковь Сретения Господня на средства Григория Ивановича Таланова и прихожан. Возможно, на этом месте ранее стоял деревянный храм либо часовни. При церкви было три престола: в честь Сретения Господня, в честь святого Григория Богослова и святой мученицы Параскевы. Было при церкви и кладбище. Притч состоял из священника и псаломщика.
О Талановых известно, что они были состоятельные купцы. Иван Таланов, отец Григория, был купцом первой гильдии. В 1758 году он построил в Кинешме первое каменное здание полотняной фабрики. На его средства в 1760 году выстроена церковь Иоанна Златоуста в Кинешме. Григорий Иванович Таланов в 1799 году построил церковь Сретенья в Кинешме, а в 1792 году- Сретенский храм в Солдоге.
Во второй половине 19 века  в слободе Солдога жил мещанин Пётр Михайлович Таланов. Он родился в 1856 году. В Солдоге имел постоялый двор. Трижды был женат, имел многочисленное потомство. Его потомки до революции жили в окрестных деревнях: в Борисцеве, в Быковке.
В 19 веке в Солдоге постоянно жили одни церковники. Из священников храма известны Василий Чистяков, Иоанн Соколов, Геннадий Высотский, Михаил Русов, Александр Семенов. Также еженедельно устраивали базары. Как писал С. Белопухов, «вся площадь Солдоги была застроена полками, шалашами, амбарами, кузницами и харчевными избами». Земли же эти принадлежали Кинешме, куда в число городских доходов вносились и пошлины с базаров Солдоги.
Сретенский храм стоял на возвышении, ниже его по берегу было село Сретенское, сегодня находящееся под водой.
В советское время Сретенский храм был действующим до начала 1930-х годов. В 1930 году его закрыли. Последний священник А.Д. Никольский был репрессирован в декабре 1937 года. Место захоронения его не установлено.
 Сретенская церковь слободы Солдоги начала возрождаться с 1998  года. Дай Бог, оживет храм, хранящий память о славных защитниках нашей родины. Мы должны помнить о героическом прошлом этих мест и учиться у своих предков любви к родине.









Село Никола- Мера.

         Николаевская церковь села Никольского, что при устье р. Мера имеет 2 храма, зимний и летний. Оба каменные, при летнем каменная колокольня. Первый построен в 1775 году на средства прихожан, второй в 1800 году на средства помещика Петра Андреевича Бартечева. Ограда каменная, кладбище в 100 саженях от церкви, окопано рвом и обнесено деревянной изгородью. В зимнем храме 3 престола:
 а)     Пресвятой Троицы;
б)      Казанской иконы Божьей Матери.
в)      Свят Николая Чудотворца.'
В летнем храме 1 престол в честь Рождества Христова.
Причт:
2 священника, дьякон и 2 псаломщика.
Земли церковной в пользовании причта состоит: усадебных 1364 кв. соток,  пахотных 33 десятины  1173 кв. соток, сенокос 4 десятины.
Планы и межевые книги на землю есть.
ПРИХОЖАНЕ: 1741 мужского пола, 2052 женского пола. Занимаются земледелием, отчасти работали на фабрике. Раскольников и сектантов в приходе нет. В близком соседстве за Волгой живут раскольники- паморцы, но заметного влияния на прихожан не имеют.
         Приходских селений 29.
         В приходе 5 школ: Николаевская церковно-приходская и 4 земские.






с.Долматово.
 КОПИЯ     ПИСЬМА   ИЗ   КОСТРОМСКОГО    АРХИВА
                         Храм села  Долматовский построен в 1910 году тщанием наследников потомственной почётной гражданки Александры Александровны    Миндовской.
         Престолы:
а)      в честь иконы Божьей Матери « Всех скорбящих радости».
б)      Святой мученицы царицы Александры.
в)      Преподобного  Иоанна Кущника.
         Расстояние от г. Кинешмы 12 вёрст.
         На содержание причта, состоящего из священника и псаломщика строителями храма внесён капитал в 25000руб, с которого получается % 950 руб, а для квартир причтовых построен каменный дом. Земли церкви всего 4 десятины ,120 соток усадебной. При церкви Долматовская церковно- приходская школа.







 














сайт прихода http://hramnavolge.ru

                                            с. Колшево.

                                         фото храма 1949г.
                                             
 


Село Колшево Ипатьевского монастыря.
 Храм-часовня.
Село Колшево на речке Покме расположено в Костромском уезде, в Дуплехове стане, который занимал большое пространство на левом берегу реки Волги между устьями рек Стежеры и Шехонки, и граничил с Кинешемским уездом.
Село Колшево принадлежало Свято-Троицкому Ипатьевскому монастырю. Это одно из самых ранних владений обители, связанных с именем игумена Феогноста – одного из первых настоятелей Ипатьевского монастыря.
Дело в том, что в первой половине XV века начинают формироваться земельные владения Ипатьевского монастыря. Первые земельные вклады делают в родовую обитель потомки основателя обители Захарии: Константин Дмитриевич Шея и Михаил Федорович Сабуров.
Монастырские власти во главе с игуменом Феогностом тоже предпринимают шаги по увеличению земельных владений обители. Документы об этой деятельности, до закрытия монастыря после 1917 года, хранились в монастырском архиве, но до настоящего времени не дошли. Первый документ, датируемый 40-ми годами XV века, - Закладная грамота Васильчика Ушакова Ипатьевскому монастырю на сельцо Колшево с деревнями в Дуплехове стане, согласно которой В. Ушаков взял денежный займ у игумена, заложив за него свое владение сельцо Колшево. К сожалению, данных о количестве деревень, приписанных к сельцу Колшево, и о числе крестьянских дворов в них, нет.
К этому же времени относится Меновая грамота игумена Феогноста с Костромским Богоявленским монастырем на деревню Авдотьино Дуплехова стана, расположенную близ села Колшево.
Таким образом, сельцо Колшево досталось Ипатьевскому монастырю по закладной и земли его были увеличены в результате обмена с Богоявленским монастырем.
В XVI веке в документах Колшево называется селом, в селе – церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, двор монастырский, двор монастырских приказчиков, двор священников и 2 кельи. По Сотной грамоте 1562 года к селу Колшево было приписано 15 деревень, починок, 3 пустые деревни, 11 пустошей и 2 заимища. В селе и в жилых деревнях числилось 30 дворов крестьянских, 181 четверть «середней» земли, 66 четвертей – «худой» земли, 81 четверть – «худой» земли с перелогом и лесом поросшей. К селу с деревнями приписан был лес пашенный – 152 десятины и 50 десятин лесу непашенного.
Сотные грамоты 1596 года называют село Колшево старой вотчиной Ипатьевского монастыря, упоминают под селом «мельницу, середнее колесо, мелют на монастырь».
По Ведомостям 1675 года и позже 1763 года в селе Колшево с деревнями в Дуплехове стане числилось 1107 душ обоего пола.
В XVIII веке секуляризационные реформы Петра I и Екатерины II подорвали монастырское хозяйство и его экономику. В 1764 году Ипатьевский монастырь, как и все русские обители, лишился духовных владений и населявших их крестьян, государство взяло в свои руки управление церковными и монастырскими землями, само стало распоряжаться доходами их. 


1 комментарий:

  1. в 1994 году зимой проезжая мимо Село Димитровское.
    ЦЕРКОВЬ ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО, зашел внутрь оставшейся церкви и сердечко ёкнуло от увиденного.стены и купол были в росписях прекрасно сохранившихся а краски просто не высказать-прелесть. снял на видеокамеру. Часто задумываюсь-как можно было все такие храмы и церкви взрывать и крушить? какая бы власть и политика не существовала-зачем же историю из под ног вырубать- ведь это труды людей и какие-сомневаюсь что кто то скажет что не красиво. хотя бы ради красоты и то нужно сохранять от старого утюга до древних стен -это история для потомков которую должны увидеть а не услышать случайно.С Уважением Сергей

    ОтветитьУдалить